История спецодежды насчитывает немало веков. Считается, что ее носили еще рабы в Древнем Риме – чтобы их отличали от свободных граждан. Конечно, ни о каком функциональном назначении, кроме этого, речи быть не могло, но факт остается фактом: при раскопках археологи находили фрагменты непритязательной, грубой но прочной одежды, которую выдавали только рабам.
Рабочую одежду применяли в Древней Греции, но там она выполняла и еще одну функцию: указывала на род занятий раба. Гораздо позднее, уже в наше время, появились первые действительно специализированные костюмы для рабочих. И к ним, среди прочих, относятся джинсы. Их придумал некий Леви Страус, который сшил грубую, но прочную одежду из парусины. Позднее появилась торговая марка с его именем, которая успешно продает джинсы и сегодня, правда, уже в качестве модного аксессуара.
Что касается Российской империи, то здесь введение спецодежды относится к 1741 году, когда императрица Анна Леопольдовна указала всем работникам являться в одежде установленного образца. Финансировать производство ее должен был сам владелец предприятия.
Сегодня спецодежда – это не только сугубо функциональная вещь, призванная надежно защитить рабочего от неблагоприятных внешних воздействий, но и отличительный знак принадлежности к той или иной профессии или фирме, а также средство корпоративной дисциплины. Считается, что сотрудник в униформе более собран и организован, чувствует себя частью общей команды.
Классы спецодежды
Современная спецодежда делится на множество видов. В основном ее принято делить на классы, согласно сфере использования:
- бытовая;
- производственная;
- профессиональная.
Производственная, в свою очередь, также делится на группы:
- для рабочих;
- специального типа;
- технологическая спецодежда;
- фирменная униформа.
По области использования спецодежда подразделяется на:
- для защиты от различного рода загрязнения;
- зимняя спецодежда;
- для работников медицинских учреждений;
- для работников общественного питания;
- для работников сферы обслуживания;
- защитная спецодежда – от воздействия высоких температур, укусов насекомых и т.д.
Мало того, и такая защитная спецодежда имеет отраслевое деление на виды:
- общего назначения – подходит для большинства видов производства, иногда это обычная спецодежда со специфическими защитными вставками;
- для защиты от радиоактивного излучения;
- кислозащитная одежда – применяется на различного рода химических производствах;
- нефтемаслозащитная – выдается сотрудникам нефтедобывающей отрасли, а также работникам топливных заправок;
- для защиты от пыли;
- для защиты от растворителей органического типа;
- противощелочная спецодежда;
- электрозащитная – не только для защиты от токов высокого напряжения, но и от электромагнитных полей и статического электричества;
- термозащитная – для защиты как от слишком низких, так и от слишком высоких температур;
- ядозащитная – от негативного воздействия всевозможных ядовитых веществ.
Кроме того, бывает спецодежда:
- сигнальная – для того, чтобы работник был более заметен на снегу, в темное время суток и т.д. Как правило, отличается нарочито яркой расцветкой, нередко снабжается световозвращательными элементами;
- для работы в условиях слишком высокой влажности. Часто она используется рыбаками;
- для сотрудников охранных и силовых структур. Как правило, она выполнена по единому покрою из камуфлированного материала;
- корпоративная униформа. Единого стандарта в этом классе одежды нет, каждая компания вправе разрабатывать собственный дизайн. Однако для работников госучреждений она пошивается с учетом требований Министерств и ведомств данной отрасли.
Но, несмотря на такое многообразие спецодежды, к ней предъявляются некие универсальные требования, которые будут справедливы в любом случае:
- спецодежда должна быть прочной и ноской;
- она не должна стеснять движения работника;
- спецодежда должна легко стираться и гладиться, причем, выдерживать многочисленные циклы глажки и стирки;
- она должна соответствовать требованиям безопасности на предприятии.
Нередко спецодежда выполняет еще и рекламную функцию: на ней размещают логотип компании, а то и краткую информацию для связи.